Глобальная информационная сеть не только лишь продолжает дело, начатое письменностью, но еще и расширяет групповую память людей - возможно, в степени, достаточной для качественных изменений в мышлении.
Чтоб узнать, оказывает ли интернет воздействие на работу человеческой памяти, группа ученых, возглавляемая психологом Бетси Спарроу из Колумбийского унив. (США), провела ряд простых опытов над студентами-добровольцами.
В одном из экспериментов волонтеров попросили читать, а после набирать в текстовом редакторе утверждения типа "Резиновые ленты лучше сохраняются на холоде". Половине испытуемых говорили, что файл с текстом сотрут, половине - что его сохранят на диске. Половине любой из подгрупп давали указание запомнить содержимое файла, иной половине - нет. Независимо от указаний лучше запоминали содержание файла те, кто был уверен, что файл уничтожат.
Содержание иного эксперимента: некоторым участникам из набивавших необычные утверждения говорили, что файл сохранят на диске в специфической папке. И эти люди, как оказалось позже, запоминали наименования папок намного лучше, чем содержание файлов.
Николас Карр, автор вышедшей в июне монографии The Shallows, говорит, что эти эксперименты являются еще одним подтверждением того, что интернет снижает интеллектуальные способности людей. А вот Бетси Спарроу полагает, что Сеть развивает уже много времени назад существующую у нас трансактивную память (автор термина - Дэниэл Уэгнер из Гарварда, в прошлом учитель, а сейчас соавтор Спарроу). "Социальная память" группы заключается из совокупности индивидуальных памятей участников и их метапамятей (познаний о том, кто из иных членов группы - эксперт по тому или иному вопросу). Интернет, утверждает исследовательница, продолжая начатое письменностью, расширяет трансактивную память так, что это влечет за собою качественные перемены в мышлении.
Теория будущего изучения госпожи Спарроу такова: отсутствие у веб-пользователя потребности удерживать в уме небольшие детали, даты и точные данные, равно как уверенность в том, что всё это будет доступно впоследствии, дает возможность ему мыслить более творчески, и видеть тенденции и закономерности на уровне, который недоступен тем, чей мозг перегружен всем любым.
Итоги изучения обнародованы в журнале Сайнс.
< Предыдущая | Следующая > |
---|